История школы

21.11.2018

Не так давно они узнали

                                                 Слова «Тазы» и «Курумкан».

                                                 Отсюда в письмах написали

                                                 Впервые «Курс на Уоян».

                                                                     Е. Мисюркеева

10 июня 1974 года тоннельный отряд № 11, состоящий из 50 человек, начальник участка Осман Биламович Альшанин. Отряд  разделился на две группы. Первый десант возглавили Евгений Алексеевич Четвернин и Юрий Дмитриевич Никитин: одни отправились в тайгу, другие остались в селе Уоян.

Цель отряда – достичь озера Бакани. На берегу озера и решили раскинуть лагерь, оборудовать базу, с которой и берёт начало наш посёлок Новый Уоян.

28 апреля 1975 года  по комсомольским путёвкам прибыл из Ленинграда первый трудовой поезд в  количестве трёх отрядов: «Монолит»,  «Дзержинец»,  «Непоседа». На месте будущего посёлка обосновались мостостроители, механизаторы, работники строительно-монтажного поезда №572. Первыми прибыли Самигулин К., Баторова Е., Харьковская Н., Вершинина Н. и многие другие. Командиром отряда «Дзержинец» был Махов Вениамин (в настоящее время живёт в Санкт-Петербурге). Командиром «Моналит» - Ривман Дмитрий.

Строился наш посёлок руками комсомольцев и молодёжи – посланцев Ленинграда, Литвы, Эстонии, Бурятии … 

16 августа 1976 года посёлку Новый Уоян был присвоен статус рабочего населённого пункта.

                                                    Тут был и дальний украинец,

                                                    И житель ближних мест – бурят.

                                                    Казах, латыш и кабардинец,

                                                    И гуще прочих – старший брат.

                                                                                           Е. Мисюркеева

Начали с расчистки деляны, жили в палатках. Говорят,  Новый Уоян начался с 4 палаток. Вскоре под кронами сосен выросла палаточная улица Сибирская.

Постепенно посёлок менялся на глазах. Быстро выросли целые улицы: тут тебе и пекарня, и магазин, и баня.  И даже филиал бытового обслуживания оборудовали в вагончике.

Одними из первых построек были временные жилые дома, позже построили двухквартирные благоустроенные дома с приусадебными участками, детский сад, общежитие, клуб «Магистраль».

3 сентября 1975 года  была открыта школа,  директором которой был   Сорокин   Семён  Павлович, учителя:  Григорьева Агрипина Петровна, Семушева Галина Андреевна, Цыбикова Алла Георгиевна, Гречихина Валентина Васильевна первыми приняли в школу учеников. 52 ученика стали осваивать науку за самодельными столами. И в 1976 году в мае прозвенел последний звонок для шести выпускников.

Первым председателем местного Совета был выбран в октябре 1976 года Петров Василий Николаевич.

Ноябрь 1975 года – открыта парикмахерская и тоже в палатке.

 В это время были построены: промышленная база,  котельные,

детский сад «Северяночка», клуб «Туяна».

В декабре  1975 года открыли медпункт в вагончике при СМП-572.  С декабря 1977 года два десятка лет возглавляла работу медицинского коллектива Н.Д. Голдобина.

В 1977 году принимала учеников новая 2-х этажная школа, в которой стало обучаться 320 человек (1980 год  -  970 учеников, 1984 год  -  1420). 1декабря 1986 года открыла двери ещё одна школа  -  СОШ № 36.

(с 01.09.1987 года директором СОШ №36 был назначен Селезнёв М.Г.)

Строилась железная дорога.

В таёжной дали, где много лет хозяевами этих мест было племя чильчигиров, вырисовывался новый посёлок. По-разному его называли. Одни называли его Лазурный, другие дали ему имя Чильчигир – в честь эвенкийского вождя.

Легенды и гипотезы о названии «Уоян»:

·       Танкиульев Иван Терентьевич -  переводил слово «Уоян» как «перетаск», волок.

·       Ершин Н., Танкиульев И.Т.:  «ЯЯН» – место, где похоронен шаман (саманское «жительство»).

·       Ирканинские русские говорили: «эвенки боятся останавливаться у   

·        яяна», (т.е. у захоронения шамана).

·       Существовали и другие толкования, которые возможно, имеют отношение к данному месту.

·        По версии кандидата наук Шубина А.С. – Уоян – это изгиб реки. Это может иметь место, но только в определенном контексте, но к переводу слова «Уоян» не имеет никакого отношения, так как на всех диалектах эвенкийского языка «изгиб реки» - это ТОКЧИКА.

 

          Из воспоминаний Кочетова В.М.: «Когда я впервые увидел наш поселок, то он представлял из себя палаточный городок, хотя уже кое-где начинало строиться временное жилье. Размах стройки был огромный. На БАМ съезжались комсомольцы из союзных республик разных национальностей, но никто никогда не ссорился. Жили дружно. Вообще понятие национализма, которое теперь позорит наше общество, во времена строительства магистрали не было. Трудиться приходилось много, каждый старался сделать свою работу качественно.  Несмотря на большую загруженность, жили весело. Для нас организовывались танцплощадки, показывали кино и т.д.».

Посёлок Новый Уоян существует более 35 лет. В настоящее время он делится на микрорайоны, но в основном существует два деления посёлка: постоянный и временный. В постоянном посёлка всего несколько улиц: 70 лет Октября (№1 - № 33), пр. Литовский (№1 - №20), улицы Юбилейная, Улан-Удэнская,  Железнодорожников, Комсомольская. Временный посёлок строили первые отряды, которые по комсомольской путёвке прибыли на строительство БАМа, поэтому и название улиц соответствовало тому времени:  Первопроходцев, Бамовская, Строителей, Добровольцев, Романтиков и др.

Численность населения в посёлке – 4468 человек на 01.05. 2008 год,

в 70-80-ые годы в посёлке проживало до 11 тысяч человек.

Национальный состав очень разнородный. Здесь живут русские и украинцы, буряты и татары, эвенки и немцы, чуваши и алтайцы, кумыки, азербайджанцы, армяне и народы других национальностей.

Общая характеристика природы.

Основные природные ресурсы.

Посёлок Новый  Уоян расположен в северной части гор Южной Сибири,  с горно-котловинным рельефом.  Место нашего проживания и родины, окружают три горных хребта: с севера – Верхнеангарский, с юга – Северо-Муйский, с юго-запада – Баргузинский.

Удалённость от больших водоёмов, в том числе, от Байкала, сильно влияет на климатические условия местности.  Зимой при антициклональной погоде температура воздуха опускается ниже  -50 градусов, при этом туманы держатся с вечера до полудня. Трескучие морозы могут держаться при ясной безветренной погоде по несколько дней, часто повторяясь в течение долгой зимы. Семь месяцев в году  (с октября по апрель) среднесуточная температура воздуха бывает ниже 0 градусов по Цельсию. Абсолютный минимум за эти годы наблюдался в феврале 2011 года:  - 56,4 градуса. Летом также из-за особенностей рельефа воздух в котловине сильно прогревается, стоит подолгу жаркая сухая погода. Самые высокие температуры воздуха  наблюдались в июле, иногда в июне и августе: от +31,2 до + 33,1 градусов.  Абсолютный максимум зафиксирован в июле 2003 года: +38 градусов. Таким образом, амплитуда температур доходит до 90 градусов.

          Осадков выпадает в среднем 350 мм в год, наибольшее количество зарегистрировано в июле-августе. Снежный покров устанавливается с октября-ноября и держится до середины апреля (в лесу – до середины мая). Высота снежного покрова – от 30 см и выше. На реках и озёрах – ледостав. Крепкий лёд держится до поздней весны.

          Ветры редки, благодаря этому морозы переносятся легче. Они дуют в весенне-осенний период.

            Климат нашей местности резко континентальный. Посёлок Новый Уоян считается полюсом холода Северобайкальского района и одним из самых холодных мест в Республике Бурятия.

Недалеко от посёлка протекает река Верхняя Ангара с притоками Янчуй и Гонкули, находятся озёра Бакани, Кандаканские, Ирунинское, Ирбукунда.  Много болот.

Почвы в окрестностях Нового Уояна таёжно-мерзлотные, а в посёлке – песчаные и супесчаные.

Благодаря своему труду жители посёлка выращивают на этих бедных почвах замечательный урожай овощей, ягод и цветов.

Одно из главных богатств нашего края  - лес.  Много лиственных и хвойных деревьев: сосна, ель, лиственница, пихта, кедр, кедровый стланник, осина, берёза, ольха, черёмуха, шиповник, рябина,  рододендрон даурский.   В лесу растут  и лекарственные растения:  подорожник, боровая матка, чистотел, мох исландский, ягель, хвощ, толокнянка. Богаты леса ягодой: брусникой, черникой, клюквой, смородиной, голубикой. Растут и грибы: грузди, рыжики, маслята, подберёзовики, подосиновики.

Животные нашего леса: медведь, волк, рысь, лисица, соболь, ондатра, белка,  заяц-беляк, олень, изюбрь, кабарга. Рыбы: таймень, щука, налим, сиг, омуль, хариус, язь, карась, сорога и др.

 

Информация о предприятиях

Строительно-монтажный поезд -572

          СМП 572 было сформировано из двух отрядов. В марте 1974 году  станция Таловка Прибайкальского района Бурятии стала местом начала биографии СМП-572. Здесь формировался второй отряд, а  первый отряд шёл на Уоян с Улькана с 20.декабря 1973 года. Добирался отряд 14 месяцев. Строительно-монтажный поезд формировался на базе одного участка треста Востсибтрансстрой. Первым начальником был назначен Базылев Николай Тимофеевич, а главным инженером Фёдоров Борис Дмитриевич. Большие задачи стояли перед строителями.

          СМП-572 было генеральным подрядчиком по строительству железнодорожного полотна,  по укладке железнодорожных путей в районе Ангоя – Северомуйск.   Строили  школу №1, больницу, детский сад, клуб «Туяна»,  спортзал «Баянгол», стадион,  магазины, базу ОРСа – СМП-572, жилые дома, подъездные пути, КБО, баню, котельные и другие  социальные объекты и производственные базы,  объекты в селе Кумора, селе Уоян. Всё строительство было разбито на четыре  участка. 

          Начальником первого участка был Геннадий Иванович Инешин.

Начальником второго участка был Марат Харисович Галеев  (впоследствии возглавил БЕЛБАМ в Таксимо).  Под его руководством  возводился Комбинат Производственных Предприятий – КПП, завод ЖБК, котельная, строительный цех. Начальником третьего участка  был Ткачук Виктор Васильевич.  Он руководил строительством железнодорожного полотна и укладкой путей.  Главным энергетиком был Проскурня Николай Николаевич (Впоследствии начальник ЖКХ). Заместителем начальника СМП-572 был Ёлшин Владимир Андреевич (Впоследствии перешёл в дирекцию БАМа).

 Заместителем  начальника СМП по производству был Игонин Геннадий Иванович. 

          С  июня 1979 года главным инженером  в СМП-572 назначается Симагин Виктор Григорьевич. Уже через месяц он работал начальником СМП-572.

          С лета 1979 года  земельное  полотно под железную дорогу укладывали от Улькана до Кунермы.  От Северобайкальска начинали рубить просеку.   Работа шла быстрыми темпами. Наградой  был вымпел СМП-572 «Победителю в соцсоревновании БАМ «   в 1979, и  в 1980. СМП-572 был награждён  переходящим «Красным Знаменем». В день строителя раздавались награды. В первую очередь награждались рабочие: вальщик леса Филатов Степан Григорьевич, плотник Леденёв А.Д., Кочегар Денисова А.И. и другие. Вместительный  клуб ДК «Туяна» всегда был переполнен.

За время работы СМП-572 награждён «Красным знаменем» - 1979 год, вымпелом «Всесоюзное соревнование БАМ», и «Победителю в соцсоревновании 1980 года» и др. Ветераны труда были награждены медалями «За строительство БАМа»  (384 человека). 

          В поселке построен стадион, который ныне застроен жилыми домами, спортзал, велось строительство детских садов, индивидуального и ведомственного жилья, планировка улиц в Нахаловке, проводилось благоустройство и озеленение поселка, велось соревнование за чистоту улиц. Раньше на год были сданы в эксплуатацию школа на 624 места детский сад на 280 мест.

          Был построен памятник к празднованию 40-летия Победы, который был начат еще при председателе поссовета Болдовском Г.В. – был заложен камень. Было разработано несколько эскизов. Остановились на том, чтобы установить стелы и в них заложить привезенную землю городов-героев Одессы, Киева, Минска, Волгограда, Москвы, Керчи, Севастополя, Ленинграда.

 

Механизированная колонна -138

В августе 1974 года высадился десант молодых парней: Сирошенко А.Т., Яворский В.Г., Хлус С.В., Поликов Н.Н. и другие. Они на месте будущей конторы поставили палатки. Техника доставлялась своим ходом по болотам, по мерзлоте. МК-138 дислоцировалась в Таловке. Преодолев все лишения, МК проложила притрассовую автодорогу и начала готовиться для штурма тайги.

В 1977 году мехколонне было присвоено имя «69-летия Октября».

Вручён вымпел «Победитель Всесоюзного социалистического соревнования за 1981 год».

МК-138 награждалась Переходящим Красным знаменем.

Орденом «Трудового Красного знамени» награждён Яворский В.Г., орденом «Дружбы народов» Тарасенко В.И.,  орденом «Трудовая слова» - Абрахманов А.Л., Иевский В.С., Мельник Н.Д., Трофимов Н.Н. Многие работники получили и другие высокие награды.

МК-138 отсыпала 145,38 км Бурятского участка БАМа, 338 км автомобильных дорог.

 

Мостоотряд -53

          История «Мостоотряда 53» началась 36 лет назад. Эти годы вместили множество событий. За эти годы МО - 53 прошел сложный путь. Созданный в 1975 году, как дочернее предприятие «Мостостроя-9», для строительства мостов на Бурятском участке железнодорожной линии Байкало-Амурской магистрали.

      Становление коллектива «Мостоотряда 53» началось с приезда комсомольских отрядов из Эстонии и Литвы весной 1975 года. И сразу – напряженный горячий ритм. Времени на привыкания не было. Участники мостоотряда вели строительство мостов и мостовых переходов на территориях Бурятской АССР, Иркутской и Читинской областей, Красноярского края. Было сооружено 111 железнодорожных и 84 автодорожных мостов, пробурено скважин больших диаметров под опоры и фундаменты мостов свыше 40 тысяч погонных метров. Произведено бетонных работ свыше 80 тысяч кубических метров.

          Мостоотряд располагал полигоном для выпуска бетонных и железобетонных конструкций на уровне современных требований. Кто-то из мостостроителей пошутил, сказав, что соорудить магистраль очень просто - для этого надо лишь построить мосты и соединить их рельсами. Если учесть невероятное количество рек и речушек, через которые пришлось возводить мосты, то, пожалуй, в этой шутке есть большая доля правды. Мостостроители БАМа, на зависть представителям других профессий, буквально на каждом шагу совершали революции в своем деле. Так, здесь впервые в мировой практике мостостроения родилась принципиально новая конструкция фундаментов и тела опор мостов - столбчатые опоры индустриального изготовления, сваи-оболочки. Способ бескотлованного сооружения фундаментов опор и устоев средних и малых мостов на основе этих конструкций нашел широкое применение, дал колоссальную экономию строительных материалов и средств. Дело в том, что свайные типы фундаментов фактически сводят работу к бурению скважины и погружению сваи в грунт, да еще такие фундаменты обладают более высокой надежностью, так как сваи можно погрузить и опереть на прочные, не подверженные просадкам коренные породы. Еще один пример.

          На БАМе впервые применена новая распорная конструкция мостов, что позволило значительно уменьшить их длину и в 1,5 раза сократить стоимость. Это случилось зимой 1979 года. Металлические элементы подъемного крана, работавшего на сооружении ИССО, или искусственного сооружения, как чаще называют водопропускные трубы, не выдержали лютого мороза.

          Школой становления организации стало строительство автодороги Тазы – Уоян и притрассовой автодороги БАМ в суровых климатических условиях. Первым серьезным экзаменом для коллектива стал внеклассный железнодорожный мост через реку Верхняя Ангара. При строительстве моста были возведены опоры на буронабивных столбах и сваях-оболочках. До сих пор старожилы вспоминают, как по бездорожью, в весеннюю распутицу был совершен, можно сказать, героический переход по доставке бурового станка с Турки в Уоян. Более двух с половиной недель, через коварные наледи, объезды, перевалы, реки, болота, по три – пять километров в сутки передвигались экспедиции на север. Газеты об этом подвиге писали: «У волшебства на грани совершен этот переход». В канун 1 мая 1977 года отряд встречал своих героев. В мостоотряде трудились представители 18 национальностей: посланцы Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии…

Первым начальником, взявшим на себя организационные трудности, был Геннадий Яковлевич Лозовский. Из года в год МО – 53 пополнялся выпускниками различных ВУЗов страны. Некоторые из них закрепились в коллективе на долгие годы.

          Но не одной работой жил коллектив мостоотряда. Были созданы условия для занятий спортом, построен детский сад «Мостовичок», возведен микрорайон «Мостоотряд», где было несколько улиц – Дружбы, Весенняя, Мира и др. А в художественной самодеятельности участвовали как взрослые, так и дети, для этого был построен клуб «Магистральный». Хочется сказать, что главной ценностью коллектива МО – 53 были и есть – люди.

Иван Ермолаев. Звеньевой. Работал раньше машинистом экскаватора. На БАМе с 1975 года монтажником на строительстве деревянных мостов, в том числе через реку Катера. Отличный знаток техники. Быстрый, всегда там, где нужно помочь.

Аллер Нуриев. Машинист, боец ударного отряда «Комсомолец Эстонии», «десантник» с мая 1975 года. Начинал Новый Уоян (в ту пору «Лазурный») с палаток, первых мостов. Был крановщиком, потом машинистом.

Владимир Макеев. Волжанин. Механизатор широкого профиля – имеет права машиниста многих машин. Сооружение мостов – это его рабочее призвание.

Михаил Коптеев. Звеньевой. Комсорг бригады. У него самый «баскетбольный» рост. Свежие институтовские знания доказали его глубокую осведомленность во всех тонкостях мостостроительного дела.

Василий Егоров – старший машинист крана «като». За 16 лет не одну марку кранов изучил, а это лучше всякой аттестации. Саратовец. С ним работали Алексей Исаев и Александр Гречка.

Юлюс Ятулис. Монтажник. Основная специальность – машинист буростанка. Из ударного отряда «Комсомолец Литвы».

Владимир Ковальков и Михаил Дягилев начинали БАМ мостом через Лену в Якуриме.

Александр Стукалов и Александр Петров. Приехали в мостоотряд и быстро вошли в рабочий ритм.

Владимир Караман и Виталий Торосян. Первый из Львова, второй – из ленинградского отряда. Оба с институтскими значками.

Александр Рубцов. Бригадир с 11 августа 1977 года. Его бригада неоднократно становилась победителем социалистического соревнования как в отряде, так и в тресте.

Доска почета

          Кочетов Владимир Максимович.

          Много людей прославили наш северный край своими трудовыми подвигами. Несмотря на тяжелые условия проживания и суровый климат они достигали поставленной цели и с достоинством прошли все испытания, которые выпали на их долю, оставив за собой большое наследие своего труда, которое бережно передали последующему поколению. И наша задача не только сохранить, но и приумножить то что начинали строить наши предки. Их трудовые победы воистину можно назвать великими, а их оптимизмом, выдержкой и большой любви и верности к своему делу и своей малой родине можно только восхищаться.

          Общий стаж Владимира Максимовича 58 лет! Трудовая деятельность началась рано. Помог случай.  Когда Владимиру Максимовичу было 12 лет, он получил сильный ожег, из-за которого не смог продолжать свое обучение. Школу пришлось бросить.

          Первым  местом работы стал колхоз в селе Кырынск.

          К тому времени началось строительство ГЭС в Зырянске и в 15 лет Владимир Максимович уехал на стройку где был учеником-монтером.

Закончил ФЗО и поехал работать трактористом – трелировщиком в Байкальский леспромхоз.

          Служил в армии в пограничных войсках. После армии знакомые предложили продолжить обучение в вечерней школе. Владимир Максимович согласился и пошел в 7 класс. После школы поступил в лесотехникум.

Дальнейшая судьба была связана с Турунтаево,  где Владимир Максимович работал механиком-техником. Заочно закончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. Стал работать главным инженером.

          Воспользовавшись приглашением начальника Мехколонны № 140, в 1976 году  уехал работать на БАМ. С  этого  года жизнь и дальнейшая трудовая деятельность Владимира Максимовича будет неразрывно связана с БАМом и поселком Новый Уоян. Начинал с работы главного механика на участке Даван – Ангоя.

          В апреле 1981г. Владимир Максимович был избран на должность председателя Новоуоянского поссовета. Находясь на должности председателя,  Владимир Максимович проявил себя как грамотный  и талантливый руководитель. В поселке была проделана огромная работа. На сессиях и исполкомах решали и добивались выполнения поставленных задач:

Начало строительства 1-этажного здания начальной школы.

 

          Во время занимаемой должности Владимиром Максимовичем было построено:

·       на озере Бакани палаточный  пионерский лагерь,

·       построена столовая, прачечная, холодильник,

·       подведено освещение и подвоз воды. Дети с удовольствием отдыхали. нефтебазу и колонки для заправки топлива автотранспорта асфальтобетонного завода и асфальтирование поселка

·        электролинии ЛЭП-10 до с. Кумора. Заготовкой столбов занимались мехколонны, также помощь оказывали момтотряд-53, СМП-572, СМП ЛитБАМстрой, КПП.

·       восстановили  автодороги п. Новый Уоян – с. Кумора – отсыпали дорогу мехколонна 138, а мосты строили КПП, СМП-572, МО-53, дороги не было, вырублена просека и местами отсыпано. Работали только по выходным дням.

·       планировалось на берегу озера постройка 2-х домов санатория для отдыха железнодорожников, которые  были построены 1989 – 1990 годах, но не вступили в эксплуатацию.

·        построли стадион, который ныне застроен жилыми домами, спортзал, велось строительство детских садов, индивидуального и ведомственного жилья, планировка улиц во временном посёлке, проводилось благоустройство и озеленение поселка, велось соревнование за чистоту улиц.

          Руководителем был первый секретарь горкома Крючков Н.И., задача Владимира Максимовича, как заместителя, была организация населения для работы. Эта задача была выполнена, дорога построена.

Раньше на год были сданы в эксплуатацию школа на 624 места детский сад на 280 мест.

          С августа 1987г. работал в школе №1 в качестве учителя по трудовому обучению. С 1 сентября 1991г. переводом перешел работать в школу №36 учителем по трудовому обучение.

          Владимир Максимович рассказал нам истории из жизни поселка, которые запомнились ему больше всего.

          Одной из такой истории были воспоминания о встрече первого поезда 30 декабря 1981г. «Стоял сильный мороз, около 50 ниже нуля, но это не помешало празднованию этого огромного события. Все жители без исключения вышли встречать поезд. На улице были организованы выступления художественной самодеятельности. Артистами были сами железнодорожники. Из Старого Уояна пригнали оленьи упряжки, на которых катались по поселку с веселыми песнями. Это был огромный праздник -  праздник труда, человеческой выдержки и любви к своему делу».

                    Достижения: За свой нелегкий труд и стремление к лучшему Владимир Максимович имеет множество наград, разного достоинства. Это бесчисленное количество грамот, но среди всех наград сам Владимир Максимович  особо выделяет:

Декабрь 1981г.  -  медаль за строительство БАМа от Иркутской области.

Декабрь 1982г.   -  медаль за  строительство БАМ от республики Бурятия.

Август 1986г.  -  орден «Знак почета» за строительство БАМ

Январь 2007г  -  звание «Заслуженного работника образования» республики Бурятия.

 

Книга памяти

Петров Василий Николаевич. Первый председатель Ново-Уоянского поселкового Совета народных депутатов. Год рождения 1938. Образование высшее. Русский.

По призыву партии прибыл на строительство Байкала - Амурской магистрали Бурятского участка в июне 1976 года, где организовал и возглавил образовавшийся  поселковый Совет народных депутатов.

Руководимый им коллектив неоднократно занимал первое место в социалистическом соревновании среди поселковых и сельских Советов Северо-Байкальского района. Дважды награждался переходящим Красным Знаменем Совета Министров Бурятской АССР за первое место по респблике.

Товарищ Петров В.Н. – депутат поселкового и аймачного Советов.

Добросовестный, честный, глубоко партийный, человечный. Хороший организатор, активный участник всех общественных дел.

Николенко Михаил Федорович.  

Начальник Мехколонны № 138.  1942 года рождения, член КПСС, образование высшее, украинец.

По призыву партии прибыл на строительство БАМа, его Бурятского участка в 1974 году, где организовал и возглавил Механическую колонну № 138 треста «ЗапБАМстроймеханизация» ГлавБАМстроя.

Руководимый им коллектив постоянно занимал первые места в социалистическом соревновании.

Товарищ Николенко М.Ф. избирается на второй созыв депутатом поселкового Совета, является членом исполкома второго созыва, членом пленума РК КПСС.

Добросовестен, честен, хроший организатор и активный участник всех общественных дел.

Бардунов Валерий Сергеевич.

Начальник Мехколонны № 140. 1937 года рождения, член КПСС, образование высшее, русский.

Прибыл на строительство Байкало-Амурской магистрали в августе 1974 года по призыву партии, где организовал и возглавил МК-140 треста «ЗапБАМстроймеханизация»  ГлавБАМстроя.

С коллективом  МК-140  через непроходимую тайгу товарищ Бардунов прошёл путь от станции Таловка Прибайкальского района Бурятской АССР до Нового Уояна.

Грамотный, хорошо воспитанный Валерий Сергеевич является примером настоящего руководителя, друга, товарища. Пользуется заслуженным авторитетом.  Награждён орденом «Знак Почёта».

Голдобина Нина Дмитриевна.

Главный врач железнодорожной больницы станции Новый Уоян. 1934 года рождения, член КПСС с 1962 года, образование высшее, отличник здравоохранения. Место рождения – Турксиб.

Прибыла на БАМ 1 мая 1977 года. Начала работать врачом гинекологом в амбулатории. Затем назначена главным врачом Ново-Уоянской железнодорожной больницы. За период работы Нины Дмитриевны мощность больницы увеличилась с 60-ти коек до 175. Построены млочная кухня, зубопротезный кабинет, получили развитие узкие специальности: лор, окулист, невропатолог и др.

В 1982 году больница получила диплом Первой степени среди больниц трассы БАМ. Неоднократно занимала первые места среди больниц района, награждалась переходящим Красным Знаменем.

Голдобина Н.Д. была депутатом третьего и девятого созыва, являлась председателем комиссии по благоустройству, по здравоохранению.

История памятника.

          В 1985 году был построен памятник к празднованию 40-летия Победы, который был начат еще при председателе поссовета Болдовском Г.В. – был заложен камень. Было разработано несколько эскизов. Остановились на том, чтобы установить стелы и в них заложить привезенную землю городов-героев Одессы, Киева, Минска, Волгограда, Москвы, Керчи, Севастополя, Ленинграда.

           Для празднования 40-летия Победы был разработан сценарий проведения. В разработке сценария участвовали секретари партийных организаций, клубные работники, работники поселкового совета: Теняков В.М., Тараненко А.И., Скейрис Альгимантас, Решетова Г.И., Сластной А.Г., Нелидова Л., Филатова Т.В., Воронин Иван Афанасьевич – председатель Совета Ветеранов ВОВ, Потапова Т.Ф. По сценарию школа №1 выставляет регулеровщиц движения на каждом перекрестке. МК-161 на автомашине имитирует партизан Белорусссии. На платформе автомашины горит костер, в котелке варится обед, вокруг костра сидели партизаны. Встреча советских войск мирными жителями Прибалтики (принимали участие работники ЛБС, МО-53).

          От школы  №1  были присланы колонны юнармейцев, подразделения строителей из п. Новый Уоян. Произвели закладку земли  из городов-героев в монумент.

          В апреле 1985 г. в Уоян приехал военный комиссар республики Бурятия Кузнецов А.И., которого мы ознакомили со сценарием по проведению 40-летия Победы.

               Ознакомившись со сценарием, он сказал: «Я вам отправлю орудие 76 калибра». Что и сделал. Получив орудие, зацепив его за поссоветский УАЗик, притащил его к СМП -572, где с руководством СМП -572 Куркутовым В.И., Теняковым В.М. решили построить постамент с оформлением «Слава Советскому оружию». Строили бригада Тибилашвили, Михновец. Отделочные работы были поручены Заблкиной Ольге Николаевне, Дубровиной Татьяне Ивановне, оказала помощь в изыскании листовой латуни Темникова Н.И.

               9 мая состоялось торжественное открытие памятника. Все жители поселка пришили на митинг, посвященный 40 годовщине Победы. Когда с памятника была сброшены ткань, многие прослезились. Вот для чего Победа! Вот для чего БАМ!

 

          Позже, 15 лет спустя родилась песня, которую написал наш земляк и сейчас живущий в Уояне – Евгений Инешин. В словах этой песни все: история, люди, традиции.

Слова и музыка Е.Г. Инешина.

Уоянский простор.

1. Я живу в лесном краю,                   2.  Хвойный запах над землёй,

И об этом я спою.                                 Чистый воздух и покой

Как прекрасен этот мир,                       Матушка Сибирь даёт нам

В котором я живу.                                 Все дары с лихвой.

Здесь живут мои друзья,                       Жизнь свою благодарю

Здесь живёт моя семья,                        За то, что здесь живу.

Мои дети родились                               Здесь нашёл любовь свою

Под пенье наших птиц.                         И счастлив потому.

Припев:

          Уоянский простор, вековая тайга,

          Яркий жемчуг озёр снова манит меня.

          Над рекой Ангарой всё плывут облака

          И синеет вдали горная высота.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.